Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

ПЯТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЛОГОТЕРАПИИ

 

Frankl V. Е. Logotherapie und Existenzanalyse: Texte aus fünf Jahrzehnten. München, Zürich: Piper, 1987. 310 s.

 

Виктора Франкла вряд ли нужно представлять советскому читателю. Несмотря на то что его ставшие уже классическими работы почти не издавались на русском языке, они тем не менее хорошо известны всем, кто работает в области психологии личности и психотерапии. Новый сборник его работ ценен прежде всего тем, что позволяет увидеть развитие идей, лежащих в основе теории личности и психотерапевтической системы В. Франкла, на протяжении без малого пяти десятилетий: первые из работ, включенных в сборник, датируются 1938-м годом, а последняя — 1985-м.

Композиционно книга распадается на четыре части. Первую часть образуют четыре небольшие статьи, впервые опубликованные в 1938—39 гг. в медицинских и психотерапевтических изданиях. В этих статьях с большой Силой и убежденностью отстаиваются новые для того времени идеи — идеи о том, что человека заботят не только телесные и душевные, но и духовные проблемы, о том, что, взаимодействуя с пациентом, психотерапевт должен сталкивать его с мировоззренческими проблемами — проблемами смысла и ответственности. В этом выходе на уровень духовного существования, принятия пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своего бытия и заключается квинтэссенция логотерапии. Забегая вперёд, отметим, что проблема духовности в контексте психотерапевтических и вообще медицинских задач, гуманизации медицины, поворота ее от организма к человеку является лейтмотивом всей книги в целом.

Вторую часть книги образует большая работа «Основы экзистенциального анализа и логотерапии» (1959). Она является композиционным центром всей книги не только потому, что занимает почти половину ее объема, но и потому, что охватывает практически все основные аспекты теории и методики В. Франкла. Особый интерес, на наш взгляд, представляет первый раздел этой работы, в котором развиваются представления о трех «экзистенциалиях» человеческого существования: духовности, свободе и ответственности. Многие философские идеи формируются здесь в виде блестящих афоризмов: «Человек обладает влечениями, но

 

169

 

влечения не владеют им (с. 88), «У человека есть влечения — животное же само есть его влечения» (с. 89), «Решение сегодня есть потребность завтра» (с. 97), «Я не только действую в соответствии с тем, что есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я действую» (с. 97), «Если я хочу стать тем, чем я могу, мне надо сделать то, что я должен» (с. 103), «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» (с. 103). Во втором разделе через призму экзистенциального анализа рассматриваются проблемы социального масштаба — так называемые коллективные неврозы и экзистенциальный вакуум. Три последующих раздела этой работы посвящены логотерапии — общему представлению о ней, технике логотерапии как специфическом методе лечения ноогенных неврозов и о применении логотерапии как неспецифического метода. В последнем случае речь идет об известных техниках парадоксальной интенции и дерефлексии, причем В. Франкл подводит под них философское обоснование.

Далее следуют две работы, которые не относятся к числу научных статей в привычном нам смысле. Первая из них — это сжатый рассказ В. Франкла о годах пребывания в нацистском концлагере. Это просто человеческий рассказ, который хоть и дополнен психологическим и психиатрическим анализом, но этот анализ вынесен в специальные разделы. Вторая работа представляет собой некролог, посвященный Рудольфу Аллерсу — старшему коллеге и во многом единомышленнику автора.

Наконец, последнюю часть книги образуют четыре статьи 80-х гг., в которых уже на новом витке развития логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкл возвращается к проблемам человеческой духовности в медицине и других областях человекознания. Он уделяет много места обсуждению проблем религии, однако, по справедливому замечанию Гизельхер Гутман, автора предисловия к рецензируемой книге, у В. Франкла «понятие религии столь широко, что в него могут быть включены и агностицизм, и даже атеизм» (с. 11). Хотелось бы отдельно упомянуть статью, в которой В. Франкл рассказывает историю своих взаимоотношений с Альфредом Адлером и его школой — ведь А. Адлеру принадлежит первая психологическая теория, центральное место в которой занимает понятие смысла жизни. Эта статья помогает понять истоки двойственного — очень уважительного и одновременно резко критического отношения В. Франкла к учению своего предшественника, которого он считал «предтечей гуманистической психологии».

В заключение остается лишь позавидовать работоспособности и творческой молодости автора, которому уже перевалило за 80, и пожалеть, что читатели пока не имеют возможности познакомиться с его книгами в русском переводе[1].

 

Д.А. Леонтьев

Москва

 

 



[1] В IV кв. 1989 г. в издательстве «Прогресс» выйдет том избранных работ В. Франкла «Человек в поисках смысла».